Самоопределение и профессиональная идентификация
Профессиональная идентичность и самоопределение
Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные обязанности. Сюда можно отнести особенности принятия человеком системы профессиональных ценностей и норм.
Профессиональная идентификация - это тип социальной идентификации, представляющий собой чувство единства, которое люди испытывают с профессией (например, юриспруденцией, медициной), и степень, в которой люди определяют себя как представителей профессии.
Профессиональная идентичность заключается в том, что человек распределяет роли, обязанности, ценности и этические стандарты таким образом, чтобы они соответствовали практике, принятой в его.
Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Этапы профессионального самоопределения в соответствии с возрастными периодизациями развития, принятыми в психологии; это этап детской игры, подростковой фантазии, этап предварительного выбора профессии и этап практического принятия решения (И.С. Кон, 1980).
Профессиональное самоопределение проявляется в эмоционально окрашенном отношении личности к своему месту в мире профессий. Оно детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и профессионально обусловленными кризисами, однако ведущая роль принадлежит активности личности, ее ответственности за свое становление.
Ключевым моментом профессионального самоопределения является готовность к осознанному самостоятельному выбору профессии человеком, обеспечивающая проявление и раскрытие его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей личности, ориентированная на ближайшую перспективу личностного и профессионального развития.
Стадии профессионального становления по Климову:
- Оптация
- Адаптация – вхождение и привыкание к профессии
- Интернальная стадия – приобретение профессионального опыта
- Мастерство
- Авторитет
- Наставничество
Проекты:
- федеральный уровень («Билет в Будущее»: https://bvbinfo.ru/ , Профминимум: https://bvbinfo.ru/profminimum, Базовый центр подготовки кадров https://bc-nark.ru/projects/nsk-konstruktor-karery/pupils/, «Профессионалитет»: https://цопп31.рф/node/329, «Всероссийское чемпионатное движение «Профессионалы»: https://pro.firpo.ru/?ysclid=lzb6vznnhd874903834 )
- региональный уровень («Первая профессия»: https://цопп31.рф/node/434; «Всероссийское чемпионатное движение «Профессионалы» в Белгородской области: https://цопп31.рф/node/437
- муниципальный уровень (муниципальные проекты «Создание модели самоопределения и профессиональной идентификации детей в возрасте от 5 до 16 лет на территории Белгородского района «Ступени к жизненному успеху» (2023-2024 г.г.), «Создание и внедрение пилотных Школьных Центров Профориентологии на базе образовательных учреждений Белгородского района» (2024-2025 г.г.)
Об итогах муниципального конкурса «Ступени»
С марта 2023 года по август 2024 года в образовательных организациях поселка Дубовое и села Таврово реализован муниципальный проект «Создание модели самоопределения и профессиональной идентификации детей
в возрасте от 5 до 16 лет на территории Белгородского района «Ступени
к жизненному успеху», в ходе которого воспитанники детских садов
и обучающиеся 1-5 классов смогли пройти профориентационную диагностику, поучаствовать в мастер-классах, профессиональных пробах, виртуальных экскурсиях в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования. Десятки профессионалов (педагоги детских садов и школ, преподаватели учебных заведений СПО и вузов, сотрудники Города Мастеров «Мастерславль») старались расширить кругозор участников проекта, их представления о мире профессий. Жаль, что большинство мероприятий пришлось проводить в дистанционном формате, но это не стало препятствием к путешествию в мир профессий и формирования профессиональных предпочтений для участников нашего проекта.
Закончился проект муниципальным конкурсом творческих работ «Ступени» и формированием методической «профориентационной копилки» на сайтах учреждений.
На конкурс было представлено 51 работа в 6 номинациях: «Рекламная открытка профессии», «Плакат «Мир профессий моими глазами», «Поделка «Профессионал», «Конкурс презентаций», «Стихотворение «По ступеням жизненной лестницы» и «Рассказ «Путешествие в мир профессий».
Свое творчество представили 18 обучающихся из МОУ «Дубовская СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов», МОУ «Начальная школа
п. Дубовое», МОУ «Тавровская СОШ», МОУ «Тавровская СОШ «Формула Успеха» и 33 воспитанника из МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 п. Дубовое», МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с. Таврово», МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово».
Все участники Конкурса проявили талант, смекалку и творческий задор. Следует отметить большую помощь участникам со стороны кураторов. Компетентное жюри подвело итоги конкурса, мы от души поздравляем его победителей:
номинация «Рекламная открытка профессии» - Ховякова Арина из МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово»;
номинация «Плакат «Мир профессий моими глазами» - Бондарева Варвара из МОУ «Тавровская СОШ «Формула Успеха»;
номинация «Поделка «Профессионал» - Бикетова Полина из МОУ «Начальная школа п. Дубовое»
номинация «Конкурс презентаций» - Дубовик Екатерина из МОУ «Тавровская СОШ «Формула Успеха» и Гришанова Ольга из МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 с. Таврово»
номинация «Стихотворение «По ступеням жизненной лестницы» - Ковалевский Владимир из МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово»
номинация «Рассказ «Путешествие в мир профессий» - Косьяненко Дмитрий и Костецкая Ева из МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово».
Все победители и призеры конкурса «Ступени» будут награждены Почетными грамотами Управления образования администрации Белгородского района, а все участники получат замечательные призы – билеты на посещение Города Мастеров «Мастерславль».
Подробную информацию об участниках, победителях и призерах Конкурса можно узнать на нашем сайте в разделе «Деятельность» («Самоопределение и профессиональная идентификация»-«Проекты»-«Муниципальный уровень»).